По мотивам этой дискуссии.
Наверное, предельно коротко я могу описать свое отношение к нему одной фразой: "понимаю, не прощая". По сути, отношение к Бермессеру - это та самая дилемма "справедливости и милосердия"..

Потому что, с одной стороны, Бермессер, во-первых, нарушил приказ адмирала, а во-вторых, попытался скрыться с поля боя. По обеим этим пунктам, например, Морской Устав Петра I высказывается вполне однозначно:
Цитата
Учитывая, что морской устав Дриксен считался самым подробным во всех Золотых Землях:
Цитата
Вряд ли в нем не имелось статей касательно этого и вряд ли они предполагали более мягкое наказание, чем то, которое диктовалось петровским Уставом. Кстати, согласно этому же уставу, Бермессер легко подводится под статью о лжесвидетельстве, но это уже так, в дополнение.
То есть, с военное точки зрения Бермессер был неправ абсолютно - ослушался приказа и удрал.

С другой стороны, Бермессер выбирал, скажем так, меньшее из двух зол - либо погибнуть (и не гарантия, что с честью), либо жить, пытаясь себе эту самую честь создать.
Соотношение сил Талиг-Дриксен по линеалам было приблизительно 4 к 3. У Талига - 84, у Дриксен - 60.
Цитата про флот Диксен
Цитата про флот Талига
Как следует из первой цитаты, также у Дриксен было около сорока купеческих судов, которые до высадки были бесполезны - по причине отсутствия на них, собственно, флотских моряков. А сухопутные войска десанта как-то в морской сражение не приткнешь. Учитывая фактор внезапности, вероятность победы дриксов при Хексберг была... честно скажу, не слишком высокой. Но даже от проигрыша Кальдмееру деваться было некуда. Бермессер мог вернуться в Эйнрехт и его бы прикрыл Фридрих. А вот Кальдмеер, если я не ошибаюсь, себе друзей в высших кругах не заимел, кроме к тому моменту предположительно покойного фок Шнееталя. Следовательно, при попытке вернуться с остатками эскадры и купцов, был бы все тот же суд.
Возвращаясь к Бермессеру, в этом случае он выбрал гипотетическую пользу для кесарии - хоть сколько-то спасшихся кораблей и собственную жизнь.

Но, так как судят обычно по поступкам, а не по мотивам, лично мое отношение к Бермессеру таково: я отлично понимаю, почему он так сделал, но это никоим образом его не оправдывает. Наверное, где-то так.

На полях: недавно копалась в русско-испанском словаре, взгляд зацепился за слово "suave". Основное значение у него "мягкий" (в смысле, например, климат), а вот второе - что-то, по смыслу близкое к нашему "тихоня". И тут мне вспомнилась фамилия Хуана... Суавес, да. Кто знает, каким он был в детстве?